История отделения
Музыкальные теоретические дисциплины преподавались в первой музыкальной школе Таганрога с первых дней её существования – с 1885 года. Достойное внимание преподаванию теории уделял уже первый директор школы, композитор, пианист и симфонический дирижер Гаэтано Молла. Свидетельством тому служит факт, что уроки теории были в школьном расписании, а также огромная школьная библиотека, которая собиралась глубоко профессиональными музыкантами и с большой любовью. Библиотека включала дорогостоящие оперные клавиры, симфонические партитуры, хрестоматии, обилие прекрасных нот, учебные пособия лучших авторов, а также научные раритеты – теоретические труды немецких и русских теоретиков, которые сейчас можно найти разве что в консерваторской библиотеке!
Теоретический отдел в те давние годы испытывал недостаток профессиональных кадров. По документам школьного архива сольфеджио и музыкальную литературу вели пианистки – Черенкова Раиса Фёдоровна и Яковлева Ариадна Андреевна, скрипачки Яковлева Александра Ивановна и Павленко Евгения Николаевна. Замечательная и любимая многими Колесниченко Ольга Петровна имела уже двойное образование – пианист и теоретик, много лет успешно работала на теоретическом отделении школы, выпустила много талантливых учеников, среди которых многие преподаватели музыкальных школ и колледжа Таганрога.
С 1960-х годов на отделении начали работать дипломированные теоретики, первыми из которых были Бубенцова Людмила Дмитриевна и Решетникова Елена Александровна. Именно их усилиями преподавание теоретических дисциплин поднялось на качественно новый уровень, обеспечив выпускникам возможность в будущем учиться в столичных консерваториях.
Из воспоминаний о Решетниковой Е.А.:
«Интеллигентная, корректная, всегда требовательная к себе». Загуляева Т.С.
«Решетникова производила впечатление уверенного в себе и в своем деле человека… Мы обожали Елену Александровну. Может потому, что в сольфеджио успехи были лучше? Не знаю… Миниатюрная, с отменным чувством юмора, с добрейшими глазами и часто задумчивым взглядом... Она заложила фундамент, которого лично мне хватило еще и на училище. У Решетниковой все было разложено по полочкам. Была четкая система, как я поняла потом. Из урока в урок повторялись одни и те же упражнения, задания, но это была «спираль». Скучно не было, потому что была какая-то уверенность в том, что ты все знаешь, с одной стороны, но обязательно добавится капля нового». Лавро Галина (1987г. выпуска, затем ТМК на курсе у Крыштановской Л.Г. и Академия им. Гнесиных, кафедра теории музыки).
В конце 60-х годов в школу приходит целая плеяда замечательных теоретиков: Шаталова Людмила Ивановна, Ларина Людмила Владимировна, Загуляева Татьяна Сергеевна и Черниховская Дина Степановна.
Почти 30 лет Черниховская Д.С. возглавляла теоретический отдел, вела активную просветительскую работу в городе, организуя тематические концерты в домике Чайковских. Всегда отличалась активной музыкантской позицией, первой в городе осваивала и внедряла новые методики преподавания теоретических дисциплин. Выпустила первых учащихся Отделения одаренных – Миронову Елену и Забежайло Лилию. После 2001 года уехала с семьёй в Израиль, где и сегодня занимается просветительской деятельностью. Среди выпускников Черниховской Д.С. огромная плеяда замечательных музыкантов, работающих по всему миру: Вапнярский Евгений (скрипач, Берлин), Циферблат Галина (певица, Израиль), Мулеванова Елена (певица, Лондон), Рабинович Мария (пианистка, США), Ефанов Роман (гитарист, Москва), Гришаев Евгений (кларнетист, Москва), Ткаченко Егор (кларнетист, Таганрог), Земляченко Елена (теоретик, преподаватель нашей школы), Краснокутская Наталья (теоретик, Москва) и мн. другие.
Из воспоминаний о Черниховской Д.С.:
«Галя Рыжова… с особенной любовью занималась в классе Д.С. Черниховской. С большим интересом Галя изучала музыкальную литературу, ее записи в тетради в музыкальной школе иллюстрированы маленькими, но очень выразительными рисунками… Класс, в котором изучали сольфеджио и музлитературу был очень дружным, прекрасные отношения в классе сложились с педагогом Черниховской, которой Галя в год окончания музыкальной школы посвятила небольшую, но очень яркую поэму»… Из биографии Галины Рыжовой, написанной её отцом Владимиром Рыжовым, профессором ТРТУ, композитором.
Преподавание теоретических предметов в школе всегда шло по прогрессивной шкале, свидетельством чего является появление большого количества выпускников, впоследствии ставших профессиональными теоретиками и музыковедами. Среди них:
Крыштановская Людмила Георгиевна – преподавала в ТМК;
Тулякова Елена Евгеньевна – преподаватель ТМК;
Николайчук Ирина Владимировна – преподаватель ТМК;
Рудиченко Татьяна Семёновна – доктор искусствоведения, профессор Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова (теоретик-фольклорист)
Войченко Ольга – преподаватель СОШ №37,
Земляченко Елена Александровна – преподаватель ДМШ им.Чайковского,
Краснокутская Наталья Игоревна – преподаватель ДМШ в Москве и мн. другие.
Из воспоминаний о школе им. Чайковского:
«Что касается атмосферы в музыкальной школе..., то она была проникнута духовностью, почтением к музыке, уважением и авторитетом преподавателей. Не помню шума, беготни, криков. Переступив порог музыкальной школы, мы попадали в особый и даже загадочный мир»… Т. Н. Бакаева, профессор ЮФУ, основатель и руководитель творческого объединения «Муза».
В настоящее время преподавателями на отделении работают только выпускники консерваторий:
Земляченко Елена Александровна,
Андреева Лариса Викторовна,
Селиванова Жанна Александровна,
Малиновская Екатерина Сергеевна,
Шпак Александр Сергеевич,
Ценёва Наталья Петровна,
Корсунова Светлана Юрьевна.
Дружный педагогический коллектив теоретиков всячески старается поддерживать традиции школы им. Чайковского, обучая воспитанников прекрасному, доброму, вечному.